Поршни двигателя ЗИЛ-130

Поршни ЗИЛ-130 выполнены из алюминиевого сплава и покрыты оловом. Окончательно поршень подбирают к гильзе, проверяя усилие, необхо димое для протаскивания ленты-щупа толщиной 0,08 мм, шириной 10 мм и длиной 200 мм между стенкой цилиндра и поршнем ЗИЛ-130. перевер нутым и утопленным в цилиндр. Усилие на щупе должно быть в преде лах 20—35 Н (2,0—3,5 кгс).
Поршневые пальцы — плавающие, фиксируются в поршне двумя стопорными кольцами. Пальцы изготовляют с высокой точностью и подбирают к поршням ЗИЛ-130 и шатунам, сортируя на четыре группы по на ружному диаметру. Обозначение группы наносят краской на порш не — на внутренней поверхности (на одной из бобышек), на шатуне двигателя ЗИЛ-130 — на наружной цилиндрической поверхности малой головки, на паль це — на внутренней поверхности.
При сборке палец, поршень ЗИЛ-130 и шатун комплектуют из деталей только одной группы. Во избежание задиров на сопряженных поверхностях сборка пальца с поршнем должна проводиться при нагреве поршня до температуры 55 С. Нагревать поршни надо только в жидком и чистом масле.


Рис. 10. Продольный разрездвигателя ЗИЛ-130 (схема двигателя ЗИЛ-130 )
1 — шкив коленчатого вала; 2 — храповик; 3 — блок цилиндров; 4 — указатель установки момента зажигания; 5 — датчик ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала; 6 — валик привода датчика ограничителя; 7 — поджимная пружина валика; 8 — распорное кольцо; 9 — упорный фланец; 10 — передняя крышка блока; 11 — водяной насос; 12 — шкив водяного насоса; 13 — ремень привода генератора; 14 — ремень привода насоса гидроусилителя; 15 — ремень привода компрессора; 16 — пробка; 17 — масленка; 18 — рым-болт; 19 — воздушный фильтр маслоналивной горловины; 20 — топливный насос; 21 — штанга насoca; 22 — фильтр тонкой очистки топлива; 23 — трубка вентиляции картера; 24 — центробежный фильтр очистки масла (центрифуга); 25 — датчик указателя температуры воды; 26 — распределительный вал; 27 — вкладыш коренного подшипника; 28 — сальник заднего
коренного подшипника; 29 — сцепление; 30 — коленчатый вал; 31 — упорная шайба; 32 — зубчатое колесо распределительного вала


Поршневые кольца устанавливают по четыре на каждом поршне: три компрессионных и одно маслосъемное. Два верхних компрессион ных кольца хромированы по наружной цилиндрической поверхности.
Наружная поверхность нижнего компрессионного кольца выполнена конической; большее основание конуса обращено вниз. Компрессион ные кольца устанавливают так, чтобы выточка на внутренней цилинд рической поверхности колец была обращена вверх, как это показано на рис. 13. Маслосъемное кольцо состоит из двух плоских стальных колец и двух расширителей — осевого и радиального, как, например, джиговая ловля .
При установке поршня ЗИЛ-130 в цилиндр двигателя плоские кольцевые диски 1 нужно устанавливать так, чтобы их замки были расположены под углом 180 один к другому. При этом замки осевого 2 и радиального 3 расширителей должны быть расположены (каждый) под углом 120 к ним.

Поршневые кольца ЗИЛ-130

Поршневые кольца ЗИЛ-130 в свободном состоянии имеют сложную форму, позволяющую обеспечить наиболее выгодное распределение давления кольца на стенку гильзы, что увеличивает срок службы кольца. При установке колец на поршень их стыки (замки) должны быть расположе ны под углом 90 один к другому. Конструкция и технология изготов ления поршневых колец двигателей ЗИЛ при своевременном техни ческом обслуживании автомобиля обеспечивают работу двигателя до его капитального ремонта без смены колец. Преждевременная необос нованная смена поршневых колец ЗИЛ-130 приводит к сокращению ресурса двигателя. Прежде чем принять решение о замене поршневых колец или сдаче двигателя в капитальный ремонт, надо устранить все внеш ние течи масла, промыть фильтр системы вентиляции картера, а также очистить от отложений трубку и клапан и следить за расходом масла на угар.
При выявлении необходимости замены поршневых колец или от правки двигателя в капитальный ремонт следует пользоваться спе циальным диагностическим оборудованием (компрессометром, прибо ром К69-А и др.).
Для повышения срока службы двигателя следует применять ре комендуемые руководством сорта топлива и моторного масла, своевременно промывать фильтрующие элементы воздушного фильтра и фильтра вентиляции картера, а также очищать трубку, клапан вен тиляции картера, центробежный маслоочиститель.

Рис. 11. Поперечный разрез двигателя ЗИЛ-130:
1 — масляный насос; 2— блок цилиндров; 3 — поршень; 4 — прокладка головки блока; 5 - выпускной газопровод; 6 — крышка головки блока; 7 — коромысло; 8 — головка блока; 9 — штанга коромысла; 10 — центробежный фильтр очистки масла; 11 — карбюратор; 12 — привод распределителя зажигания; 13 — впускной трубопровод; 14 — распределитель зажига ния; 15 — указатель уровня масла; 16 — свеча; 17 — щиток свечей; 18 — толкатель; 19 — щи ток стартера; 20 — стартер; 21 — масляный поддон; 22 — маслоприемник.


Рис. 12. Последовательность затяжки болтов крепления головки блока цилинд ров

Двигатель ЗиЛ-130

Общее устройство поршней всех двигателей принципиально одинаковое, но каждый из них отличается диаметром и рядом особенностей, присущих только данному двигателю. Например, в головке поршня двигателя ЗИЛ-130 залито чугунное кольцо, в котором сделана канавка под верхнее компрессионное кольцо. Такая конструкция способствует уменьшению износа канавки под поршневое кольцо.

Поршни двигателя ЗИЛ-130 после механической обработки покрывают оловом, что способствует лучшей приработке и уменьшению износа их в первоначальный период работы двигателя.

Поршневые кольца, применяемые в двигателе, подразделяются на компрессионные и маслосъемные. Компрессионные кольца уплотняют зазор между поршнем и цилиндром и служат для уменьшения прорыва газов из цилиндров в картер, а маслосъемные снимают излишки масла с зеркала цилиндров и не допускают проникновения масла в камеру сгорания. Кольца, изготовленные из чугуна или стали, имеют разрез (замок) (см. рис. 2).

При установке поршня в цилиндр поршневое кольцо предварительно сжимают, в результате чего обеспечивается его плотное прилегание к зеркалу цилиндра при разжатии. На кольцах имеются фаски, за счет которых кольцо несколько перекашивается и быстрее притирается к зеркалу цилиндра, и уменьшается насосное действие колец. Количество колец, устанавливаемых на поршнях двигателей, неодинаковое. На поршнях двигателей ЗИЛ-130 три компрессионных кольца, два верхних хромированы по поверхности, соприкасающейся с гильзой. Маслосъемное кольцо собрано из четырех отдельных элементов — двух тонких стальных разрезных колец и двух гофрированных стальных расширителей (осевого и радиального).

Поршневой палец шарнирно соединяет поршень с верхней головкой шатуна. Палец изготовлен в виде пустотелого цилиндрического стержня, наружная поверхность которого закалена нагревом током высокой частоты.

На двигателе ЗиЛ-130 применяются «плавающие» пальцы, т. е. такие, которые могут свободно поворачиваться как в верхней головке шатуна, так и в бобышках поршня, что способствует равномерному износу пальца. Во избежание задиров цилиндров при выходе пальца из бобышек осевое перемещение его ограничивается двумя разрезными стальными кольцами, установленными в выточках в бобышках поршня.

Шатун служит для соединения коленчатого вала с поршнем. Через шатун давление на поршень при рабочем ходе передается на коленчатый вал. При вспомогательных тактах (впуск, сжатие и выпуск) через шатун поршень приводится в действие от коленчатого, вала. Шатун (рис. 3) состоит из стального стержня двутаврового сечения, верхней неразъемной и нижней разъемной головок. В верхней установлен поршневой палец, а нижняя закреплена на шатунной шейке коленчатого вала. Для уменьшения трения в верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая или биметаллическая с бронзовым слоем втулка, а в нижнюю, состоящую из двух частей, установлены тонкостенные вкладыши, представляющие собой стальную ленту, внутренняя поверхность которой покрыта тонким слоем антифрикционного сплава (ЗиЛ-130 – высоко- оловянистый алюминий). Обе части нижней головки шатуна скреплены двумя болтами, гайки которых во избежание самоотвертывания фиксируются. В двигателе ЗИЛ-130 под гайки подкладываются специальные шайбы, момент затяжки гаек 80 .90,Н-м. а самоотвертыванию препятствуют специальные штампованные стопорные гайки. Затяжку стопорной гайки необходимо производить путем ее поворота на 1,5. 2 грани от положения соприкосновения о основной гайкой.

На стержне шатуна выштампован номер детали, а на крышке метка. Номер на шатуне и метка на его крышке всегда должны быть обращены в одну сторону. К верхней и нижней головкам шатуна подводится масло: к нижней головке — через канал в коленчатом валу, а к верхней — через прорезь. Из нижней головки шатуна масло через отверстие выбрызгивается на стенки цилиндров.

В двигателях на одной шатунной шейке коленчатого вала закреплено по два шатуна. Для правильной их сборки с поршнями нужно помнить, что шатуны правого ряда цилиндров собраны с поршнями так, что номер на шатуне обращен назад по ходу автомобиля (см. рис. 3), а левого ряда — вперед, т. е. совпадает с надписью на поршне.

Коленчатый вал воспринимает усилия, передаваемые от поршней шатунами, и преобразует их в крутящий момент, который затем через маховик передается агрегатам трансмиссии.

В двигателе ЗиЛ-130 коленчатый вал стальной.

Коленчатый вал (рис. 4) состоит из шатунных и коренных шлифованных шеек, щек и противовесов. На переднем конце вала двигателей ЗМЗ-53-12 и ЗИЛ-130 имеется углубление для шпонки распределительной шестерни и шкива привода вентилятора, а также нарезное отверстие для крепления храповика; задняя часть вала выполнена в виде фланца, к которому болтами прикреплен маховик. В углублении задней торцовой части коленчатого вала расположен подшипник ведущего вала коробки передач.

Расчет стоимости одного километра усиленного капитального ремонта пути
Калькуляция – это документ, по которому определяется средняя единичная стоимость ремонта пути и на основании которого осуществляется финансирование и расчеты за выполнение работы. Калькуляция включает в себя: а) прямые затраты: – расходы по заработной плате монтеров пути; – заработная плата машинис.

ESP – в помощь АБС
На многих автомобилях, которые поступают сейчас на рынок, уже инсталлированы высокотехнологичные приборы, проверить и отрегулировать работу, которых можно лишь в мастерских и на станциях, располагающих специальным оборудованием для диагностики. Примером может служить регулировка работы электронной.

Единая технология работы станции и примыкающих подъездных путей
Схема станции и специализация путей На основании заданного типа станции выбирается принципиальная схема грузовой станции. Эта схема сквозного типа. Она приведена на суточном–плане графике и определяет возможность или невозможность выполнения параллельных операций на станции. Суточный план-график ра.

Навигация

ПОРШНЕВЫЕ КОЛЬЦА ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ-130

При исследовании износов поршневых колец все автомобили были разбиты на две группы. В первую группу вошли автомобили, пробег которых равен 70—140 тыс. км и на двигателях которых меняли поршневые кольца; во вторую — автомобили, прошедшие

150—220 тыс. км без замены поршневых колец. Износы поршневых колец двигателей автомобилей первой группы были приведены к 100 тыс. км, а второй группы —

к 150 тыс. км. Износы колец по

толщине приведены в табл. 38 и на рис. 135.

Из табл. 38 следует, что темп износа колец у двигателей автомобилей второй группы примерно в 2 раза больше, чем у двигателей автомобилей первой группы. Среднемаксимальный износ первых колец у автомобилей этой группы после пробега 150 тыс. км практически достиг предельного значения.

При наличии хромового покрытия на кольцах, а такое покрытие в двигателе ЗИЛ-130 имеют первое и второе компрессионные кольца, темп износа их, пока не истрется слой хрома, относительно мал. У автомобилей первой группы общее число поршневых колец с частичным износом слоя хрома выше, чем у автомобилей второй группы, пробег которых был значительно больше. Этим и объясняется более высокий темп износа колец у автомобилей второй группы.

На рис. 135 показано изменение износа колец при увеличении пробега автомобиля. Характерный излом кривых при пробегах

130—180 тыс. км появляется вследствие полного износа хромового покрытия (0,2—0,4 мм).

В комплекте колец наименее долговечным является первое компрессионное кольцо, которое изнашивается примерно в 2— 2,5 раза быстрее второго кольца и в 3 раза быстрее третьего. Износы третьего компрессионного и маслосъемного (чугунного) колец практически одинаковы.

Рассеивание износов значительное. При пробегах порядка 100 тыс. км износ по толщине примерно у 6% первых компрессионных колец превышает 1 мм. При пробегах 150 тыс. км аналогичный износ наблюдается у 35% первых колец. Поскольку принято считать, что к моменту замены колец предельного износа должны достигнуть примерно 25% колец в комплекте, долговечность первого компрессионного кольца в двигателях ЗИЛ-130 соответствует примерно 120—130 тыс. км.

Вторые кольца при пробегах до 200 тыс. км только в 7—8% случаев имеют износы, превышающие 1 мм; третьи компрессионные кольца достигают предельного износа при пробегах 150— 160 тыс. км.

Представляет интерес соотношение между износами гильз цилиндров и первых компрессионных колец. Из табл. 39 следует,

что даже при наличии хромового покрытия на кольце (при пробегах до 100 тыс. км) темп износа его по толщине примерно в 4 раза больше темпа износа гильзы цилиндра.

38. Износы поршневых колец двигателей ЗИЛ-130 по толщине


При износе хромового покрытия, несмотря на уменьшение вследствие этого упругости кольца, его темп износа заметно возрастает. Так, при пробегах автомобиля 200 тыс. км темп износа кольца уже в 10 раз превышает темп износа гильзы цилиндра.

Предельный износ колец по высоте равен 0,07 мм. При пробегах до 100 тыс. км этого износа достигают примерно 3% первых компрессионных колец. При пробегах до 150 тыс. км уже около 25% первых колец имеют износы выше предельных. В отдельных

случаях при таких пробегах износы составляют 0,25 мм.

Таким образом, для наиболее характерных условий эксплуатации бортовых автомобилей ЗИЛ-130 и тягачей долговечность первого компрессионного кольца соответствует примерно 120 тыс. км.

Вторые компрессионные кольца достигают предельного износа по высоте после пробега автомобилем примерно 150—160 тыс. км; третьи кольца— после пробега 180—190 тыс. км. Маслосъемные кольца при пробегах до 150 тыс. км не имеют износов по высоте, превышающих 0,06 мм.

Износ первого компрессионного кольца по высоте в значительной мере определяется также износом первой кольцевой канавки поршня. Опыты, проведенные с поршнями, у которых первые кольца были установлены во вставки из аустенитного чугуна, залитые в алюминиевое тело поршня, показали, что одновременно с резким уменьшением износа кольцевой канавки примерно в 2—2,5 раза снизился износ первого кольца по высоте и на 20—30'л') по толщине. Последнее, очевидно, объясняется большей стабильностью торцовых зазоров кольца в канавке и, как следствие, меньшим действием сил газов в канавке за первым кольцом.

Одновременно с уменьшением износа первого кольца уменьшаются также износы и остальных колец поршневого комплекта. Износы поршневых колец по высоте при работе первого кольца в чугунной канавке выравниваются так, что весь комплект колец оказывается примерно равностойким.

Характер износа колец по высоте показан на рис. 136. На торцах колец нет износостойкого покрытия, поэтому не наблюдается каких-либо изломов линий на графике.

В табл. 40 приведены осредненные износы поршневых колец по высоте, из которой следует, что темп износа у первого кольца наибольший. Вторые кольца изнашиваются примерно в 2—2,5 раза медленнее первых, третьи кольца — примерно в 2 раза медленнее вторых, а четвертые (маслосъемные) — примерно в 2 раза медленнее третьих.

На износ колец как по высоте, так и по толщине значительное влияние оказывает характер эксплуатации автомобиля. Интенсивность износа колец по высоте и толщине у двигателей, проходивших круглосуточные пробеговые испытания, примерно в 4 раза меньше, чем у двигателей, находившихся в обычной эксплуатации.

Приведенные в табл. 40 износы колец указывают на то, что при соблюдении установленных заводом правил эксплуатации смену колец на двигателях автомобилей ЗИЛ-130 можно производить после пробега 100—150 тыс. км (исключая самосвалы или автомобили, работающие в условиях Крайнего Севера или большой запыленности воздуха). Такие нормы смены колец вполне современны.

Износ торцов первого компрессионного кольца можно несколько уменьшить, если на них нанести тонкий слой (около 0,01 мм) плотного хрома. Такое покрытие можно наносить на окончательно обработанную поверхность и потом кольцо не подвергать механической обработке. Кольца с тонким слоем хрома на торцах особенно эффективны при работе в чугунной вставке, залитой в поршень.

Источники: http://xn----ctbcqgmwdebntlh.xn--p1ai/news/-01-23/porshni-dvigatelya-zil-130, http://www.transpexplore.ru/texps-676-2.html, http://sinref.ru/000_uchebniki/00660dvigateli/005_avtomobilni_dvigatel_zil_130_Kriger_1973/115.htm






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением