Одноканальная БСЗ с датчиком холла на ИЖ Юпитер 5

БСЗ на ИЖ Юпитер

Электронное зажигание мотоцикла «ИЖ-Юпитер» с одним датчиком Холла.

Из всей массы полезных переделок и усовершенствований наибольшую пользу принесет бесконтактное электронное зажигание. Дело вовсе не в мощной искре, а в том, чтобы смесь воспламенялась вовремя. Как известно, коренные подшипники на полуоси коленвала «Юпитеров» надеваются рукой и без малейшего усилия. Кроме всего прочего, сам подшипник зачастую имеет люфт порядка нескольких сотых долей миллиметра. Добавьте в эту компанию неблагоприятных обстоятельств большую консоль кулачка прерывателя, сложите все эти люфты и радиальные биения. Получите кошмар! Через каких-нибудь 10000 км разброс опережения зажигания из-за болтанки коленвала составит порядка 4 мм от выставленного значения. О какой четкой работе двигателя тут можно говорить?

В бесконтактной же системе из-за отсутствия механической связи ротора и датчика люфт полуоси коленвала практически не влияет на момент появления искры. Усовершенствованные таким образом двигатели становились резвее во всем диапазоне оборотов, а характер их работы получался мягче - благодаря синхронности воспламенения смеси в обоих цилиндрах и отсутствию детонации. Кстати, работа двигателя без детонации значительно повышает его ресурс.

Поставил БСЗ на свой Юпитер, повозился правда с установкой, но оно того стоило. Забыл, что такое сбивающееся зажигание вообще (даже сырости не боится!), двигатель стал работать намного ровнее, мягче, улучшилась динамика, на скорости двигатель стал намного чувствительнее к газу, холостой ход – ровнее и устойчивее. Заводится даже с прилично подсевшим аккумулятором с «пол пинка»

Что нам потребуется:

а). Коммутатор для бесконтактного электронного зажигания переднеприводного автомобиля ВАЗ . Брать коммутатор только в оригинальной упаковке в АВТОМАГАЗИНЕ и с гарантией не менее года. Средняя цена 350 руб.

б). Датчик Холла. Любой с того же ВАЗ , но тоже в оригинальной упаковке. Цена примерно 80 руб.

в). Катушка зажигания двухвыводная, от Газели , но обязательно с 406-го двигателя. Можно взять с Оки для электронного зажигания, разницы между ними абсолютно никакой. (350руб.)

г). Два силиконовых бронепровода с резиновыми колпачками. Цена от 100 руб.

д). Модулятор и крепление датчика холла

Их надо точить у токаря. Обычную пластину в качестве модулятора ставить не советую. Ее ширина составляет не более 12 мм. чего не хватает для полноценного накопления энергии катушки. Поставить, конечно, можно, но оборотов более 4000 в минуту Вам не видать как своих ушей

е) Мгновенная диагностика МД-1 и аварийное зажигание АЗ-1 покупаем тоже в автомагазине. Цены на эти устройства в районе 70 руб за каждое

ж) Комплект проводки с разъемами для бесконтактного зажигания ВАЗ цена 80-100руб.


Ну что, купили все и готовы собирать? Поехали.

Старая система зажигания (контакты прерывателя, катушки зажигания, конденсаторы, бронепровода) полностью упраздняется. Коммутатор устанавливается в правом бардачке, катушка зажигания под баком. К сожалению, на катушке нет никаких отверстий или креплений под кронштейн, поэтому я не придумал ничего лучше, как примотать ее к раме на толстый слой медной проволоки.

Собираем модулятор и крепление ДХ, устанавливаем все на штатный генератор, как приведено на рисунке:

Главное при установке выдержать диаметр модулятора (зазор между нижней перегородкой датчика холла и модулятором должен быть 1- 1.5 мм ) и соостность крепления (радиус модулятора должен проходить по оси симметрии датчика холла). Разъем датчика я также прикрутил к генератору с боку. После установки датчика холла надеваем модулятор и смотрим, попадает ли он в прорезь датчика. Если нет (а это 90%), то подкладываем на шпильку дистанционные шайбы. После, как необходимый зазор выдержан, ставим гровер и затягиваем модулятор штатным болтом генератора.

Надеваем резиновые колпачки на бронепровода, а сами бронепровода (на них должны быть специальные медные наконечники) вставляем в надсвечники и в катушку. Сверху натягиваем вышеупомянутые колпачки. Не сделаете это - при езде в дождь будете пихать мотоцикл пешком. Сразу вставляем в наконечники свечи и обеспечиваем надежный контакт с массой мотоцикла.

С помощью проводки просто соединяем коммутатор, датчик холла, катушку и АЗ-1 проводами.(АЗ придется припаять и пределать к 1му ее разъему кнопку-переключатель дабы постоянная искра включалась по нашему усмотрению). Причем провода пакуем в трубку ПВХ или просто обматываем изолентой. Из всей купленной кучи нам понадобится вывести на панель только общий плюс системы. Его ведем к правому переключателю Двиг-стоп , предварительно отпаяв с него штатные провода. Второй провод с онного переключателя подключаем на клемму 1 замка зажигания (второй провод с этой же клеммы идет на сигнал).

Вот собственно схема подлючения:

2 замок зажигания

3 свечи зажигания

4 катушка зажигания

Ну что, вроде все собрали, можно и настраивать.

Проверка работоспособности- кидаем обе свечи на цилиндры, берем отвертку(можно и изготовленный модулятор, вставляем в щель датчика холла и вытаскиваем. В этот момент должна быть искра (на обоих свечах).

Если после вышеперечисленных действий искры все таки нет, проверьте правильность соединений. Уверяю, при использовании не левых комплектующих, все должно работать как надо.

Теперь настройка. Подгоняем поршень одного из цилиндров к ВМТ, отводим на 2.8 мм назад (при использовании бензина АИ-92 желательно уменьшить угол до 2.5 мм ). Далее подключаем МД-1 вместо коммутатора и начинаем медленно крутить крепление ДХ вокруг модулятора(по часовой стрелке). Как только уловите что загорелся индикатор «Д» на мгновенной диагностике, фиксируйте крепление ДХ именно в этом положении.

Ну что могу сказать, вкручиваем свечи, надеваем надсвечники, вновь подключаем коммутатор, подкачиваем бензина. Дрын-дын-дын. Мягкий шелест двигателя, никакой детонации, холостые 500 об/мин и отличная зарядка акб. Теперь и у Вас есть бсз. А при включении кнопки АЗ теперь можно заводить мотоцикл даже без кик стартера, правда езда в режиме АЗ( постоянной искры) рекомендуется только при отказе ДХ и со скоростью не более 90км/ч

На последок несколько советов:

1. Не допускайте работу БСЗ при отключенном аккумуляторе. Проверьте надежность соединений во избежание внезапного отключения батареи.

2. Запрещается снимать надсвечники при включенном зажигании.

3. Если при установке крышки генератора БСЗ напрочь отказывается работать, поменяйте местами щетки обмотки возбуждения генератора.

4. Проверьте напряжение бортсети при работающем двигателе. Сильный разброс параметров может отразится на работе БСЗ, а то и вывести ее из строя (при превышении напряжения 16 В).

Ну вот, пожалуй, и все. Удачи.

Как поймать ВМТ в зажигании на мотоцикле ИЖ-Юпитер 5?

Андреева Ольга [183K]

ВМТ, это верхняя мертвая точка. Одна из фаз в работе кривошипо-шатунного механизма. К зажиганию ни какого отношения не имеет, поскольку является пространственным положением механизма, и как следствие, характеристика механическая. В зажигании Вы ее не найдете. Момент зажигания, это совсем другая характеристика. Ровно как и компрессия не зависит от момента зажигания. — 2 года назад

Вы автомобиль с мотоциклом перепутали. Определение ВМТ на мотоцикле и опережение подхода поршня к верхней мёртвой точке, напрямую зависит на зажигание, потому что экстентрик разомкнёт кулачёк зажигания и произойдёт искра. Компрессия, так же влияет на степень сжатия в цилиндре под свечёй (если поршневые кольца хорошие) и как следствие облегчает запуск двигателя. Именно в этот момент происходит воспламенение горючей смеси при тех условиях что и должно быть. Не забывайте, на мотоцикле нет распредвала и клапанов. — 2 года назад

Андреева Ольга [183K]

Я не об автомобиле или мотоцикле, а о двигателе внутреннего сгорания в принципе.
1. Компрессия величина физическая, и от момента зажигания не зависит.
2. ВМТ пространственная характеристика зависимости от зажигания не имеет.
3. Момент зажигания выставляется относительно степени сжатия и качества топлива. Если для его выставления Вам необходимо найти ВМТ, то это другое дело. Это не зависимость, а способ. Все зависимости Вы придумали сами. От момента зажигания зависит время - от момента когда произошло зажигание до того, как смесь сгорела. От него будет зависеть насколько полно будет сгорать топливо, и как следствие, более полно отдаст свою энергию поршню. Поэтому момент зажигания не окажет влияния ни на кубатуру Вашего двигателя, ни на его геометрические размеры, в том числе и на ВМТ, ни на компрессию и прочие механические величины. — 2 года назад

Установка зажигания. Юпитер техника капризная. особенно когда дело касается зажигания.

Существует очень простой способ выставления зажигания на Юпитерах. Итак, снимите круглую крышку с правой крышки картера или можно всю целиком снять ее (мне так удобней). Далее необходимо прозвонить конденсаторы. так как в основном все беды отходят от них (по себе знаю). Путем замена одного кандера (точно рабочего) на другой можно проверить это дело. Затем необходимо открутить болты, затягивающие контакты. Всегда начинаем настройку с правого цилиндра, стоит запомнить: для нижних контактов (молоточков) настройка левого цилиндра, а для верхних соответственно правого. Именно с правого цилиндра происходит оборот коленвала при запуске и с него происходит запуск двигателя. Выставим зазор на контактах равный примерно 0.8….1.2 мм. Нам необходим прибор под названием - индикатор часового типа с ценой деления 0.01 мм. Закрепите прибор так, чтобы он не болтался, и стоял устойчиво, обычно это делается с помощью натягивания резинки с прорезью. Но я им не пользуюсь, по причине того что зажигание может сбиться на трассе и этого прибора при себе нет. Использую инструменты которые входят в комплект инструментов. В место свечи заверните втулку для установки зажигания и вставьте вороток с рисками. Устанавливаем поршень в ВМТ (верхнюю мертвую точку), крутя коленвал по часовой стрелке, вставляем на ноль и, вращая против часовой стрелки коленчатый вал, опускаем поршень на 2.5….2.8 мм, в этот момент должна появляться искра. Зафиксируем такое положение. (Используя прозвонку, один конец замассируем, а другой подсоединим к плюсовому контактику, и, крутя эксцентрик находим момент размыкания молоточков, должна загореться лампочка).

Аналогично настраиваем левый цилиндр. Так же момент размыкания кулачков контакта зажигания можно определить при помощи папиросной бумаги, контакт разомкнулся только только - бумага выпала. Ну а для тех кто с такими мотоциклами серии Юпитер на - ты и опыт вождения и ремонта очень большой, у меня больше 15 лет. Установку зажигания произвожу на глаз. Но к зажиганию, надо подходить при каждом разе - случаи бывают и редкие и частые, подходить надо подготовив и почиств контакты кулачков нуливой наждачной бумагой для лучшего контакта размыкания, при грязных контактах с нагаром, ставить зажигание не рекомендую. И добавлю, выставить зажигание на мотоцикле Юпитер правильно, может только имеющий такой опыт человек. При установке таким человеком зажигания на Юпитере, запуск двигателя происходит сразу и работает отлично двигатель не чихает и не глохнет. У новичков этого не получится и зализать грани крепёжного якорного болта можно очень легко. Работать надо с правильными инструментами, не срывая резьбу и прорези под отвёртку или грани под гаечные ключи, тогда детали прослужат долго. С подручными средствами, типа (ножа) и плоскогубцев не рекомендую, это не приведёт к точной и удобной установки зажигания и к провороту коленвала. Ничего сложного и все понятно.

в избранное ссылка отблагодарить

Бесконтактное зажигание ИЖ ЮПИТЕР 5

Бесконтактное зажигание (БСЗ) ИЖ ЮПИТЕР 5


На Иж Юпитер 5 бесконтактное зажигание - легко!
Его обделили бесконтактным зажиганием, и это не ерунда. Конечно, если смириться с постоянной “головной болью” и периодически регулировать зазор и чистить контакты, то и традиционная “батарейная” система работает.


Рис. 1 Чертеж пластины модулятора


Рис. 2. Принципиальная схема бесконтактного зажигания: 1 - свечи зажигания, 2 - катушки зажигания, 3 - комутаторы, 4 - разъемы датчиков Холла, 5 - замок зажигания, 6 - аккумулятор

Стоит аккумулятору “подсесть”, как пуск холодного движка превращается в пытку. Когда мотоцикл долго стоит и всякий раз нужно бы подзаряжать батарею, это требует времени, а терять его ох как не хочется. “Лень движет прогресс” - вот и родилась идея приспособить на ИЖ Юпитер 5 БСЗ - буду независим от состояния аккумулятора. В одном из номеров “Мото” давалось описание установки ковровского генератора и зажигания на различные отечественные мотоциклы. Но менять штатный генератор Иж Юпитер 5 с его 140 ваттами на 90 ватт “зидовских” нелогично: энергия “зажигалки” уменьшится, да и освещение “притухнет”. Еще один минус: ковровские генераторы “тянут” в магазине почти на полторы тысячи рублей, и еще придется потратиться на изготовление переходной планшайбы. Лучше использовать детали бесконтактного зажигания от “ВАЗ-2108”. Не пожадничал и установил два датчика Холла и два коммутатора - на каждый цилиндр. Это добро обошлось всего в 500 рублей. Симметрично “посадить” датчики на место удаленных контактов-прерывателей оказалось делом простым: четыре пластины из детского конструктора отлично держат всю сборку (фото 1). Осталось изготовить прерыватель (модулятор) и укрепить его на валу ротора генератора Иж Юпитер 5. Остановился на простейшем варианте - сделал металлическую пластину с отверстием под крепежный болт с пружинной шайбой (рис. 1). Схему соединения элементов зажигания подсмотрел в автомобильном справочнике. Правда, у меня их, схемы,две, и работают они параллельно-каждая свеча обслуживается своей автономной системой (рис. 2). Пластина-модулятор после ослабления болта свободно перемещается, поэтому отрегулировать угол опережения зажигания легко - достаточно установить пластину в положение, обеспечивающее искрообразование, - когда поршень подходит к ВМТ. Оба коммутатора расположил на раме под сиденьем мотоцикла - рядом со стабилизатором генератора (фото 2). Полевые испытания прошли успешно. Искра появилась сразу, даже более мощная, чем прежде. Позже заменил и катушки зажигания на“Планетовские” - они специально предназначены для бесконтактного зажигания. Результат установки на свой Иж Юпитер 5 система зажигания такого типа - ни одного отказа и ни единой регулировки. Мотор работает ровнее, свечи стали чище и служат дольше - их тоже ни разу не менял. Теперь даже с полуразряженным аккумулятором двигатель заводится легко.

Дополнение:
Не только мотопром, но и автомобильные заводы упорно продолжают комплектовать двигатели давно устаревшей контактной системой зажигания. Единственное ее достоинство - простота конструкции. Недостатков куда больше: происходит электрический и механический износ контактов, остается необходимость часто их обслуживать, падает энергия искры, когда ускоряется вращение коленвала мотора, а также при пуске двигателя. Система, описаная выше, более совершенна и надежна: в ней сохранены все преимущества мощного батарейного зажигания (энергия искры - 12-20 мДж, длительность разряда - 1,5-2,5 мсек) перед конденсаторным (4-10 мДж и 0,3-0,5 мсек) -традиционным для легких мотоциклов, в том числе и “зидовских”. Кроме того, установив на Иж Юпитер 5 зажигание по такой схеме с датчиком Холла, будет обеспечено нормальное искрообразование при падении напряжения аккумулятора до б В.

Схема несколько перегружена- можно было бы использовать один двухканальный коммутатор или двухвыводную катушку. Но нет худа без добра: если “пропала” искра, для диагностики под рукой “параллельная” ветвь зажигания, обслуживающая другой цилиндр, а ВАЗовские запчасти всегда есть в продаже и в городском, и в придорожном магазине (чего не скажешь об “ижевских”). Простота и относительно невысокая цена переделки - еще одно преимущество.


Фото 1. 1 - датчик Холла, 2 - пластина модулятор, 3 - крепежный болт с пружинной шайбой


Фото 2. Оба коммутатора нужно защитить от влаги (например поместить под сиденье мотоцикла), но так, чтобы они были доступны для диагностики.

Источники: http://xn----ctbjaolrjhaxdmh.xn--p1ai/publ/izh/ehlektrika/odnokanalnaja_bsz_s_datchikom_kholla_na_izh_jupiter_5/41-1-0-1084, http://www.bolshoyvopros.ru/questions/787013-kak-pojmat-vmt-v-zazhiganii-na-motocikle-izh-jupiter-5.html, http://www.motocikl-skuter.ru/showthread.php?t=235






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением