Как поставить ребенку звук «Р»?

Звук «Р» - один из самых сложных для произношения в русском языке. Именно с проблемой невыговаривания или нечеткого произнесения этого звука наиболее часто родители обращаются к профессиональным логопедам.

Современные врачи считают, что все другие звуки ребенок должен произносить правильно к 4,5 годам. Однако на постановку звука «р» дается значительно больше времени – малыш имеет право подружиться с буквой «Р» только к 5-6 годам.

Между тем, далеко не всегда следует незамедлительно обращаться к логопеду, если ваше чадо нечетко произносит некоторые звуки. Во многих случаях родители в силах помочь своему ребенку самостоятельно, приложив лишь небольшие усилия.

Не забывайте, что маленький ребенок может напугаться и застесняться чужого человека, а значит, занятия с логопедом в таком случае не принесут ощутимой пользы. Гораздо эффективнее заниматься с малышом в домашних условиях, где он чувствует себя расслабленно и комфортно. В данной статье мы расскажем вам о том, как родители смогут быстро и правильно поставить ребенку звук «Р», не обращаясь к квалифицированному специалисту.

Упражнения артикуляционной гимнастики для постановки звука «Р»
  1. «Цоканье» язычком. Данному упражнению полезно учить малыша примерно с годовалого возраста.
  2. «Малярная кисть». Здесь ребенок гладит верхнее небо язычком, как будто бы красит кисточкой. При этом малыш должен улыбнуться и немного приоткрыть рот.
  3. «Маятник» - кроха высовывает язык и качает им из стороны в сторону.
  4. «Гармошка». Ребенок максимально широко открывает рот, а затем быстро-быстро закрывает его. Такую последовательность действий можно повторять очень долго.
  5. Также можно «чистить» зубки язычком, изображая щеточку.

Некоторые родители также обращаются к логопеду с вопросом, как поставить ребенку мягкий звук «Р». Если твердый звук вашим чадом уже освоен, а звук «РЬ» никак не получается, попробуйте следующее упражнение: ребенок должен как можно дольше «рычать» и соединять звук «Р» со всеми гласными поочередно. При этом губы необходимо растягивать в улыбку.

Как рассказать детям о Боге и привить любовь к нему и всему окружающему миру, научить добру, взаимопониманию и помощи ближнему своему? В этих непростых, даже сложных, воспитательных моментах, придут на помощь фильмы для детей о вере.

Каждый ребенок имеет свой индивидуальный темп развития, который может несколько опережать или, наоборот, отставать от среднестатистических. И если ребенок не разговаривает в 2 года, это совсем не означает, что у него возникли проблемы со здоровьем. Причин этому может быть множество, некоторые из них банальны.

Некоторые детки начинают болтать без умолку уже в 2 года, другие и в 3 не хотят особо разговаривать, а есть и особые молчуны, которые совсем не спешат осваивать речь. Конечно же, у родителей таких малышей это вызывает обеспокоенность.

Научившись говорить, малыши приступают к оттачиванию своего мастерства , стараясь строить свою речь правильно, выговаривать четко все звуки. Конечно же, одна из наиболее сложных букв для произношения, является буква р , и ребятам она дается непросто.

Как научить ребенка говорить букву р

Наконец детский лепет вашего ребенка постепенно замещается словами и предложениями. Не все буквы еще произносятся правильно. Буквой «р» малыши овладевают, как правило, в самую последнюю очередь. Самостоятельная постановка звука р у детей проходит в возрасте 5-6 лет. Возможно, достигнув дошкольного возраста, ваш ребенок все еще называет жителя водоемов «лыбой». Самое время обратиться к логопеду, иначе малышу грозит картавость на всю жизнь. Специалист будет искать причину, почему ребенок не выговаривает букву р:

  1. Важно выяснить, как именно не получается выговаривать. Есть дети, которые произносят вредную букву в начале или в середине слова, но глотают окончания с ней. Некоторые малыши заменяют звук «р» на «л» или вообще пропускают эту букву.
  2. Специалист выявит, нет ли отклонений, связанных с работой головного мозга – дислалией (или косноязычием) или дизартрией.
  3. Возможно, дело в малоразвитом артикуляционном аппарате или слабых органов дыхания, из-за чего, например, бывает гортанное или грассированое произношение «р».

Как научить ребенка говорить р

Конечно, вы будете водить любимое чадо на занятия с логопедом. Но главная работа по наработке выговаривания буквы «р» ложится на плечи родителей – именно им придется заниматься с малышом большую часть времени.

Перед тем, как ребенку поставить букву р, необходимо выполнять упражнения для тренировки владения языком:

  1. Пусть ребенок обнажит зубы, вытянув губы словно улыбаясь. Объясните ему, что кончиком языка он должен проводить по задней поверхности верхних зубов, как будто чистит их. Следите, чтобы малыш не двигал нижней челюстью.
  2. В такой же улыбке предложите покусывать кончик языка.
  3. Под язык ребенок кладет свой большой палец. Попросите его «завести моторчик», двигая пальцем вправо-влево.
  4. Попросите малыша быстро менять положение языка – вверх-вниз.
  5. Посоревнуйтесь с ребенком, кто высунет язык дальше. Следите, чтобы язык выходил в расслабленном виде. Попросите его подвигать языком с одновременным произношением звука.
  6. Малышу нужно широко открыть рот и ударять языком в десна за верхними зубами, произнося звук «д»: д-д-д .
  7. Прекрасно тренирует артикуляционный аппарат цоканье языком. Предложите малышу изобразить звук скачущей лошадки в разном темпе.

Выполняя такие упражнения, рано или поздно малыш научится быстро помещать кончик языка за верхними зубками с широко открытым ртом. Это значит, что артикуляционный аппарат будет поставлен для произношения нужного звука. Самое время научить ребенка выговаривать букву р. Но не торопите его произносить правильный звук. Попросите малыша озвучить рычание тигра «ррррр…. », звук мотора мотоцикла «тррррр… », или «карррррр… » - карканье вороны. Постепенно у ребенка получится раскатистый звук р.

Далее можно произносить эту букву с разными гласными, например: ра-рэ-ры. ур-ар-ор. ара-оро-уру. и с твердыми согласными «др. тр », тем самым выговаривая ее в разных буквосочетаниях и слогах. Можно проговаривать слова, ежедневно употребляемые ребенком: двор. играть. рука .

Не забывайте следить за правильной артикуляцией звука р.

Для закрепления навыка учите с ребенком известные скороговорки, например:

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.

Разнообразить занятия помогут стихотворения:

Карасёнку раз карась

Раскрась, Карасёнок, сказку!

На раскраске Карасёнка -

Приемы постановки звука [Р]

Как поставить, вызвать звук [Р]?

Работа по формированию правильного произношения звуков [Р] и [Р’] должна включать подготовительный этап, собственно постановку звука и этап закрепления – автоматизации – правильной артикуляции.

В случае параротацизма (когда ребенок не может произносить звук Р и заменяет его на другие звуки (Л, Г, Ы, Н и др.) необходимо проведение дифференциации – различения – поставленного звука и звука – субститута.

Итак, после того, как кончик языка будет свободно занимать положение за верхними зубами, а рот научится быть широко открытым, попробуем вызвать звук #171;Р#187;.

Важно соблюсти некую «тонкость» инструкции: не следует просить ребенка произнести звук [Р], так как стремление во что бы то ни стало овладеть этим ярким звуком может спровоцировать «горловое» произнесение.

Дело в том, что заставить дрожать «непокладистый» кончик языка гораздо сложнее, нежели мягкое небо или небную занавеску.

Можно предложить малышу «завести моторчик»,
подражая рокоту самолета или рычанью собаки – #171;ррррр…#187;, или карканью вороны – #171;карррр…#187;.

Если же этого окажется недостаточно, следует нацелиться на постановку звука.

Постановка звука [Р] может осуществляться разными способами.
Остановимся на наиболее распространенных приемах.

Поэтапная постановка звука [Р].

  • На первом этапе ставится фрикативный (щелевой, или проторный) звук без вибрации .

(Фрикативный #8212; образуемый трением воздуха в щели между сближенными органами речи) .
Этот звук образуется при длительном произнесении за верхними зубами звука [З], близкого к [Ж]; широкий передний край языка при этом должен находиться непосредственно у альвеол (бугорков за верхними зубами).

Сильная воздушная струя проходит в щель между передним краем языка и деснами, задевая кончик языка.

Полученный таким способом звук следует сразу вводить в слоги. чтобы формировать новый стереотип произнесения и закреплять положение кончика языка за верхними зубами для дальнейшей работы над артикуляционным укладом столь сложного звука.

  • Второй этаппостановки звука [Р] нацелен на выработку вибрации с механической помощью.

Для этого в дело пускается предназначенный для постановки звука [Р] зонд с шариком на конце.

Однако подойдет и чисто вымытый указательный палец или резиновая сосочка, набитая ватой.

На худой конец, можно попросить у бабушки пластмассовый вязальный крючок, по возможности, толстенький и округлый по форме.

В любом случае, манипуляции идентичны: во время произнесения проторного звука [Р] следует проводить под языком, прикасаясь пальцем или зондом, вправо и влево для вызывания колебаний передней части языка.

Сильная выдыхаемая струя, направляемая на кончик языка, вызывает легкую вибрацию.

Как правило, впечатления, полученные в результате апробации этого нового умения, являются мощным стимулом к применению звука в спонтанной речи, в случае, если звук [Р] ребенок не произносил.

Добавив к проторному звуку [Р] гласные #171;а#187;, #171;э#187;, #171;ы#187; – звуки, наиболее нейтральные в плане движения губ и не требующие дополнительного напряжения, прокладываем мостик к произнесению слов с новым звуком:

Первый способ постановки звука Р

Постановка звука [Р] от звукосочетания [ЗА]. Выполняем действия, сходные с вышеописанными.

Второй способ постановки звука Р

Постановка от звука [Д].

В этом варианте постановки при широко открытом рте и положении кончика языка за верхними зубами (у самых альвеол), следует произносить звук [Д] – сначала медленно, затем в более быстром темпе.

В момент произнесения #171;дддд…#187; с помощью подложенного под язык пальца или зонда совершать колебательные движения из стороны в сторону, тем самым способствуя выработке вибрации.

Перечисленные приемы можно считать универсальными для коррекции произношения звука [Р], однако, в зависимости от вида ротацизма существуют нюансы в подходе к исправлению дефекта.

Следует заметить, что приступать к работе над правильной артикуляцией звука [Р] надо с большой осторожностью, так как особенностью данного звука является упоминаемая выше своеобразная «неразборчивость»: если не удается вызвать вибрацию кончика языка, роль вибратора берет на себя мягкое небо или небная занавеска.

В результате, приобретенный звук не будет соответствовать произносительной норме, и потребуется коррекция уже нового звука.

Чтобы избежать осложнений, желательно обратиться к логопеду и получить его рекомендации.

Источники: http://womanadvice.ru/kak-postavit-rebenku-zvuk-r, http://my-sunshine.ru/kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-r, http://logoportal.ru/priemyi-postanovki-zvuka-r/.html






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением