Как научиться руководить?

Итак, оправдались все ваши ожидания, сбылись все мечты и планы, о которых вы грезили все последние месяцы своей работы, и, наконец-то, вас назначили на ответственную должность — вы стали начальником!

Вы так долго хотели этого, не спали, думали, переживали, что когда вам сообщили новость, то кроме радости и гордости за себя, такого молодца, больше ничего испытывать и не могли. И это правильно — каждый человек должен в своей жизни прочувствовать ощущение полета от того, что поставленная цель достигнута, поднять, так сказать, свою самооценку.

Эйфория руководителя — вещь довольно приземленная, потому длится довольно недолго, от силы день-два, и вот в один прекрасный момент вы приходите утром на работу и понимаете, что вы уже не просто служащий, а руководитель, и что даже завистливые подчиненные уже ни в силах ничего изменить. Но при всей красочности этой стороны медали чувства и эмоции уже не те, что наполняли вас несколько дней назад. Теперь в вашем сознании вполне нормальное, отчетливое понимание происшедшего.

Не спеша проходите меж рядов подчиненных вам людей. Открываете дверь теперь уже вашего личного кабинета. Кладете портфель на стол. Включаете компьютер. Ваше тело медленно погружается в мягкое кожаное кресло руководителя, а мысли опускаются глубоко в кору головного мозга. И вот именно здесь наступает страшный момент — перед глазами встает огромный восклицательный знак и четкая мысль о том, что на самом-то деле вы никогда в жизни не руководили и не несли ответственности за работу других людей. Весь день вас мучает только одно: Что теперь делать? Как управлять? Куда двигаться дальше? .

Для начинающего начальника самой трудной, на мой взгляд, задачей является научиться правильно, а значит, продуктивно направлять работу своих подчиненных, и, как результат, умело распоряжаться временем сотрудников и качеством конечного продукта их деятельности.

Казалось бы, что легче — посадил сотрудников за рабочие места, и они работают. В этом есть доля истины — каждый работник в конечном счете знает круг своих обязанностей: какие вещи он умеет делать, какие нет, и какие может сделать тот, что сидит за соседним столом. Причем это знает каждый ваш служащий!

Если собрать всех ваших работников, то их можно сравнить со стаей птиц, которые, не будь у них вожатого, могут всю жизнь хаотично летать. И, скорее всего, конец их будет близок, так как каждый знает, что ему надо куда-то лететь, но никто точно не скажет, куда.

Вот именно в этом и состоит задача руководителя коллектива — ответить на самый главный вопрос: Куда? , и только тогда появится цель, которая объединит всех, только тогда каждый поймет не просто круг своих обязанностей, а конкретно свою задачу в данном проекте. Только когда каждый будет знать, что от его работы зависит конечный результат, а от качества и времени выполнения зависит, как будут выполнять свои обязанности рядом сидящие, только тогда коллектив будет работать как единый организм!

Это всё прекрасно и замечательно, но недостаточно. Никто не будет эффективно трудиться, если не уяснит для себя еще 2 вопроса.

Первый из них: Для чего? .
Многие руководители часто дают своим подчиненным множество заданий и часто конечный результат бывает никому не нужен. То есть, получается, что руководитель сам придумывает эти задания, мотивируя это тем, что подчиненные должны все время что-то делать — это, во-первых, создает на рабочих местах видимость бурной деятельности, во-вторых, не дает людям думать о том, что в отделе пока нечего делать.

В данном подходе есть хороший момент — придумывая задачи, пока нет других срочных проектов, руководитель заставляет подчиненных абстрагироваться от остальной деятельности фирмы и заняться отличной от обыденности задачей, что приводит к профессиональному росту и повышению уровня работников.

Но есть другая, намного более весомая сторона! Когда в результате работы над задачей служащий понимает, что-то, что он сделал никому не нужно, то сразу же вылезает множество проблем: недовольство тем, что столько сил затрачено на бесполезное дело; недовольство руководителем и снижение авторитета начальника в глазах подчиненных; понижение собственной оценки; и самое главное — это мысль о том, что слова руководителя не есть истина, и что не стоит стремиться и спешить выполнять все его приказы и поручения, так как нет уверенности в необходимости достижения результата. Многие начальники допускают эту серьезную ошибку и потом удивляются, почему их ни во что не ставят.

Второй вопрос — конкретная оплата за работу.
Если доходы вашей организации позволяют, то сделайте хотя бы небольшое, но поощрение за хорошо выполненную работу. Это позволит стимулировать сотрудников лучше других факторов. Но не забывайте и о плохо выполненных обязанностях! Ни в коем случае не поощряйте таких сотрудников! Все должны знать: хороший результат — хорошая оплата, плохой результат — ни о каких премиальных не может быть и речи! Если же вы не можете платить премиальные, то обязательно скажите об этом сотрудникам, не скрывайте. Люди не должны тешить себя бессмысленными надеждами.

И еще один момент! Вы, как ведущий, должны всегда быть в курсе работы каждого сотрудника. Если служащий, разговаривая с вами, поймет, что начальник не въезжает, о чем ему говорят , то он начнет воспринимать вас, как ребенка в вопросах своей работы.
Чтобы такого не случалось, требуйте от каждого хотя бы еженедельного отчета о проделанной работе. Проанализировав отчетность отдельных сотрудников, вы сможете легко дать оценку продвижения всего проекта, а это даст вам неоспоримое преимущество — вы всегда будете видеть общую картину и знать, где надо ускориться, а где замедлить, чтобы проект в целом развивался в нужном русле.

Разговаривайте с сотрудниками! Общаясь с коллективом, вы укрепляете вашу связь и создаете, хоть и помаленьку, доверительные отношения. А это самая трудная ступень любого руководства — чтобы подчиненные понимали и принимали то, что говорите вы, а вы прислушивались к тому, что говорят ваши работники.

Итак, каков итог? Есть несколько первостепенных аспектов, и когда ваши мысли придут в порядок, уясните их сначала для себя: Кем я хочу быть для своих служащих? В каком направлении двигаться? Какие задачи я считаю первоочередными? Каков будет результат работы? Что я готов дать людям за это? . Только после того как вы уясните это для себя, соберите всю свою стаю и поговорите о том, к чему вы хотите идти и чего ждете от них. Затроньте поверхностно вопросы, связанные с работой каждого сотрудника. Позже поговорите с каждым сотрудником отдельно — поймите, чем живет ваш собеседник. Ни у кого не должно остаться нерешенных вопросов.

Только после того, как коллектив уяснит цель своей работы, когда каждый поймет, чего от него ждут, когда вы станете вести стаю , только после этого вы сможете сказать: Это — мои люди! . И когда-нибудь, может, не скоро, но люди скажут: Это — наш руководитель! .

Популярные видео

12 советов, как быть хорошим руководителем

Поддерживать налаженную работу группы управления проектом бывает трудно, особенно когда бюджеты скудные, а ожидания высокие. Каждый руководитель должен найти лучший способ управлять и стимулировать, но несколько базовых принципов укажут вам правильный путь.

1. Знайте вашу роль

Хотя вы являетесь главой группы, вашей первоочередной задачей должна быть сама группа. Даже если вы являетесь активным руководителем, помните, что вы также должны обучать, оценивать и воспитывать. Находите время регулярно заниматься каждой из указанных составляющих.

2. Понимайте ценность ваших работников

Вы не можете сами осуществлять цели вашей группы, поэтому упорно работайте, чтобы помогать вашим работникам выполнять их задания. Устраняйте препятствия, прорабатывайте ошибки и боритесь за ресурсы, требуемые вашим работникам для достижения успеха.

3. Помните о честности

Избегайте выбирать любимцев или ставить ваши собственные амбиции выше амбиций группы, потому что люди быстро распознают нечестные или корыстные слова и действия. Вам по-прежнему придется порой принимать непопулярные решения, но вы должны сохранить уважение вашей группы.

4. Относитесь к вашим работникам по-взрослому

Критика, наказания и публичное осуждение быстро разрушают уважение и энтузиазм. Проводите деликатные беседы с работниками наедине, верьте им на слово при появлении ошибок, и никогда не забывайте об их личных карьерных целях.

5. Ищите сильные стороны каждого работника и используйте их

Используя присущие работникам сильные стороны в полную силу, вы не только позволяете работнику испытывать сильное чувство ценности и удовлетворения, но и обеспечиваете вашей группе пользу от этих навыков.

6. Поощряйте успех

Когда работник добивается трудной цели или одерживает победу, хватайтесь за это. Сообщайте остальной части группы о достижении, ищите другие способы повторения успеха в будущих проектах, и следите за возможностями, позволяющими работнику помогать в обучении других работников достижению аналогичных результатов.

7. Давайте быстрые, точные и полезные отзывы

Без них ваши работники начнут переживать, что их усилия не оправдывают себя, и вы будете столь же раздражены, потому что ваша группа не достигает своего потенциала.

8. Ориентируйтесь на долговременный успех

Не рассчитывайте, что работники освоят новые навыки, изменят поведение или повысят свою производительность сразу. Вместо этого иногда работайте над небольшими изменениями, и вы получите надежные долгосрочные результаты.

9. Используйте ошибки как инструмент обучения

После того, как вы поработали с группой над исправлением ошибки, помогите группе понять, как возникла ошибка, какие ее признаки были упущены изначально, и как избежать повторения такой же ошибки впоследствии.

10. Понимайте, что вы не знаток всего

Если у вас есть член группы, обладающий большими знаниями в конкретной области, не пытайтесь скрывать или подавлять их – прославляйте их! Успешные группы объединяют особые таланты каждого члена в высокопроизводительное целое, и привносимые вами самолюбие или неуверенность разрушают его.

11. Поручайте и отступайте

Отступая и позволяя вашим работникам выполнять их задачи, вы прививаете им большую уверенность и более высокую степень ответственности. Вы также должны будете поддерживать их усилия, чтобы увеличить их наборы навыков и улучшить их способности к принятию решений.

12. Будьте активным сторонником

Вы должны быть главным почитателем и убежденным сторонником ваших работников. Следите за тем, чтобы высшее руководство знало о достижениях вашей группы, работайте с представителями старшего персонала, чтобы добиться признания успехов группы, и исправно награждайте целеустремленных работников повышениями в должности по мере уместности.

Как быть хорошим руководителем

Профессионализм. Руководитель не должен, конечно, знать все технические моменты, но он просто обязан иметь полное представление о той области деятельности, которой занимается компания. Кроме того, хороший руководитель должен постоянно быть в курсе последних технических и технологических новшеств и обладать многими другими смежными знаниями, например, психологическими, юридическими и экономическими для того, чтобы полноценно использовать возможности коллектива, видеть перспективу и решать поставленные задачи комплексно.

Дисциплинированность. Руководитель, прежде всего своим примером должен показывать, что пунктуальность, обязательность и производственная дисциплина для него не пустой звук. Только после этого он может требовать того же от своих подчиненных. Но дисциплина, это не то, когда все ходят по струнке, а понимание места и времени. В это понятие входит многое, в том числе и режим трудового дня и служебная этика и даже дресс-код.

Строгость. Ошибки в работе неизбежны, но это не значит, что они должны оставаться безнаказанными. Степень наказания зависит от многих факторов, прежде всего от серьезности случившегося, но обязательно анализируйте ситуацию, чтобы наказать действительно виновных. Если вы строгий руководитель, то не забывайте и о поощрениях. Причем выговоры лучше делать наедине, а поощрять – при всем коллективе.

Требовательность. Вы должны четко знать возможности своих сотрудников и поручать им те задания, с которыми они непременно справятся, пусть даже за счет того, что им придется заняться самообразованием. Познание нового и успешное преодоление препятствий – прекрасный стимул для многих людей, поэтому пользуйтесь этим с пользой для общего дела.

Умение разбираться в людях. На самом деле это приходит с годами, но многое становится понятно, если вы освоите азы психологии, и будете знать существующие людские психотипы. Все они достаточно подробно описаны и психологи уже давно разработали рекомендации, каким образом максимально эффективно использовать потенциал людей с разными психологическими особенностями.

Ответственность. Помните, что за работу коллектива в целом отвечаете именно вы. Вы должны самостоятельно принимать ответственные решения, при необходимости выслушав мнение специалистов. Ваше лидерство должно быть основано на честности, и ваша модель поведения будет определять тот моральный климат, который установится в вашем коллективе.

Лидерские качества. Помните, что лидера не бывает без коллектива. Вы показываете направление движения, определяете стратегические задачи, но их выполнение в целом зависит от каждого члена коллектива. Не пренебрегайте проблемами своих сотрудников, будьте в курсе их радостей и бед. Только чувствуя себя настоящей командой, где каждый член одинаково важен, ваши сотрудники смогут не только полностью реализовать свои возможности, но и получать удовольствие от работы. Особенно, если она будет стимулироваться еще и материально. Успехов!

Источники: http://shkolazhizni.ru/job/articles/976/, http://www.pmtoday.ru/project-management/role/12-tips-to-becoming-a-good-manager.html, http://www.kakprosto.ru/kak-4342-kak-byt-horoshim-rukovoditelem






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением