Ходы фигур

Из этой статьи Вы узнаете начальную расстановку шахматных фигур и как они ходят. Детально шаг за шагом рассматриваются ходы от пешки до короля.

Начальная расстановка фигур

Перед вами позиция, с которой начинается каждая партия в шахматы.

Белые и черные фигуры расположены друг напротив друга.

В центре на полях е1 и d1 находятся король и ферзь. Запомните простое правило: «ферзь любит свой цвет». Соответственно, если ферзь белый, то он расположен на белом поле (d1), а, если ферзь черный, то он находится на черном поле (d8).

На полях c1 и f1 располагаются слоны. Если слон стоит на белом поле, то он называется белопольным. Соответственно слон, стоящий на черном поле, чернопольный.

За слонами на полях b1 и g1 располагаются кони. По углам, на полях a1 и h1, располагаются башни – ладьи.

Впереди всех фигур стоят пешки.

Ходы шахматных фигур

Как ходит пешка

Пешка может делать ход только вперед( как это показано на картинке). Если пешка ходит впервые за свою «жизнь», то она, при желании, может пойти вперед сразу на два поля. Все последующие ходы пешка должна делать только на одну клетку вперед. Если пешка дошла до последней горизонтали, то она может превратиться в любую другую фигуру своего цвета, кроме короля.

Нападать пешка может только на поля, находящиеся на клетку по диагонали впереди пешки (как это показано на диаграмме). На поле, находящемся перед пешкой, пешка нападать не может. Она может только пойти на него.

Белая пешка не может пойти вперед, так как перед ней стоит черная пешка с5. Также белая пешка не может забрать пешку с5, так как она не нападает на это поле. В данном случае белая пешка может лишь забрать черную пешку, которая стоит на поле d5. Если пешка забирает какую-то фигуру или пешку, то она встает на ее место.

В этом примере белая пешка контролирует поле d6. Мы с вами знаем, что черная пешка d7 еще не делала ходов. Свой первый ход она может сделать на два поля.

Сразу после того, как черная пешка сделала ход на поле d5, белые могут забрать ее на проходе через поле d6. При этом белая пешка встает на поле d6, а черная снимается с доски. Этот необычный прием называется «взятие на проходе».

Важно отметить, что если бы белые, после того, как черные пошли пешкой на d5, сделали бы другой ход, то потом они бы уже не смогли забрать черную пешку на проходе.

Советуем вам, прежде чем перейти к изучению ходов других фигур, попробовать сыграть партию одними пешками.

Как ходит конь

Конь ходит буквой «Г». В данном примере конь ходит на поле f7, и мы видим, что его маршрут отчерчивает букву «Г».

C поля е5 белый конь, помимо поля f7, может пойти на поля: g6, g4, f3, d3, c4, c6, d7.

Конь, в отличие от пешки, нападает так же, как и ходит. В данном случае белый конь может забрать черную ладью, стоящую на поле b4, встав на ее место.

Конь – единственная фигура, которая может перепрыгивать через свои и чужие фигуры. Так, например, в этом случае, белый конь g1 может сразу пойти на поля f3 или h3.

Конь, как и любая другая фигура, не может пойти на поле, которое занято собственной фигурой. В данном примере на поле d5 стоит белая пешка. Поэтому на d5 белый конь пойти не может.

Как ходит слон

Слон является дальнобойной фигурой и ходит по диагонали. В этой позиции слон может пойти на все поля, которые отмечены стрелочками. На поле h1 слон пойти не может, так как это поле занято королем.

Нападает слон также по диагонали. На этом примере черная ладья b7 атакована белым слоном. Если ход белых, то они могут забрать эту ладью.

Слон не может пойти на поле d3, так как у него на пути стоит пешка е4, а через собственные фигуры слон перепрыгнуть не может.

В начальной позиции слон не может сделать ни одного хода. Сначала нужно открыть ему дорогу, сделав ход пешкой.

Как ходит ладья

Ладья является тяжелой фигурой, она ходит по вертикали и по горизонтали.

Нападает ладья так же по горизонтали и вертикали. В данном случае она нападает на черного слона с7.

Так же, как и слон, ладья не может перепрыгивать через собственные фигуры. В данном примере белая ладья не может пойти на поле h4, так как ей мешает собственный слон.

Как ходит ферзь

Ферзь, как и ладья, тяжелая фигура. Ходит ферзь по вертикали, горизонтали и диагонали, то есть объединяет ходы ладьи и слона. Все те правила, которые относятся к ладье и слону, относятся и к ферзю.

Как ходит король

Король – малоподвижная фигура. Он может пойти на любое поле, которое находится рядом с ним, но более чем на одно поле за один ход он пойти не может.

Нападает король так же на фигуры, которые расположены вокруг него. В данном примере король атакует черного коня.

Король не может ходить на поля, которые контролируются чужими фигурами. В этом примере черная ладья контролирует линию е, и белый король не может на нее пойти.

Так же король не может забрать фигуру, которая защищена собственными фигурами. В данном случае конь d4 защищен черным слоном b6 и король не может его взять.

В следующей статье вы узнаете, что такое шах, мат и пат.

Автор статьи Андрей Терсинцев.

Правила шахмат

Скачать официальные правила ФИДЕ на русском языке вы можете по этой ссылке.

Чтобы начать играть в шахматы, необходимо знать правила. На первый взгляд может показаться что они довольно просты, но на самом деле стоит потратить довольно много усилий, чтобы научиться играть в шахматы.

Фигуры располагаются на шахматной доске, которая поделена на 64 клетки черного и белого цвета поровну. Начальное положение шахматных фигур выглядит следующим образом.


По горизонтали доска помечена латинскими буквами от a до h, по вертикали цифрами от 1 до 8. Эти цифры и буквы служат для записи шахматной партии.
Перед началом партии черные и белые имеют одинаковое количество фигур. Эти фигуры расположены симметрично, как показано на рисунке.

В комплект фигур (как белых, так и черных) входят следующие:

Рассмотрим ходы каждой фигуры.
----
Король. Самая главная фигура шахматной партии, но в тоже время самая уязвимая. Если королю поставлен мат (то есть у короля нет возможности пойти, и ему шах), то шахматная партия заканчивается.
Возможные ходы короля помечены крестиком на рисунке. Король может ходить на любое соседнее поле, по вертикали, горизонтали и диагонали. Король не может ходить на поле, если это поле занято своей фигурой, либо это поле атакуется фигурой противника (то есть король попадает под шах).

Особенность короля в том, что он может сделать рокировку. Рокировка - это ход короля, который делается совместно с ладьей. Король перемещается на две клетки к ладье, а ладья в свою очередь ставится возле короля, на поле которое он прошел. Рокировка бывает двух видов: короткой и длинной. Короткая рокировка делается на королевском фланге, а длинная на ферзевом.

Рокировку нельзя делать:
- если король уже делал ход
- если ладья, с которой король хочет сделать рокировку уже делала ход
- если заняты соседние поля (для короткой рокировки g и f, для длинной b,c,d )
- если после рокировки король окажется под шахом
- если королю объявлен шах (и он уходит из-под него рокировкой)
- если король при рокировке должен пройти через битое поле (т.е. поле, которое находится под ударом фигуры противника)
В записи шахматной партии короткая рокировка обозначается 0-0 , длинная 0-0-0 .
-----
Шах - ситуация, когда король атакован вражеской фигурой. В такой ситуации возможно:
- защититься от шаха
- забрать шахующую фигуру другой своей фигурой
- уйти от шаха на другое поле не атакованное вражеской фигурой
-----
Мат - такое положение, когда королю объявлен шах, и ему некуда ходить, потому что все свободные поля, куда может пойти король, атакуются вражескими фигурами, забрать атакующую фигуру не возможно, и закрыться от шаха тоже не возможно.
----
Пат - такое положение, при котором королю некуда ходить, потому что все свободные поля, куда может пойти король, атакуются вражескими фигурами, но королю не объявлен шах, и у игрока нету больше фигур кроме короля, либо нету возможности пойти той или иной фигурой.
----
Ферзь. Самая мощная фигура шахматной партии. Условная цена ферзя 8 пешек. Ферзь может ходить как по диагоналям, так и по вертикалям, занимая любое из возможных полей, если на его пути нет других фигур, сочетая в себе силу слона (который ходит только по диагоналям) и ладьи (которая ходит только по вертикалям и горизонталям).

---
Ладья. Условная цена 5 пешек. Ходит по горизонталям и вертикалям, на любое возможное место, если на пути ладьи не стоят другие фигуры.

----
Слон. Условная цена слона 3 пешки. Ходит по диагонали, на любое возможное место, если на его пути не стоят другие фигуры. Слоны бывают чернопольные (те,которые ходят только по черным полям) и белопольные (те,которые ходят только по белым полям).

---
Конь. Условная цена коня 3 пешки. Конь ходит буквой Г . То есть в начале он перемещается на два поля вперед по вертикали, а затем на одно поле в бок по горизонтали или же он перемещается на одно поле по вертикали, и два вбок по горизонтали, что также является буквой Г . Отличительной особенностью коня является то, что он может перепрыгивать через другие фигуры.

----
Пешка. Ходит по вертикали, но бьет по диагонали, становясь на место побитой фигуры. Если пешка находится в начальной позиции (например на поле е2), то она может сделать ход через клетку (на поле е4), а может пойти только на одну клетку вперед (е3). Если пешка находится не в начальной позиции, то она ходит только на одну клетку вперед.

Также здесь следует разъяснить такое понятие как битое поле . Битое поле - это такая позиция когда, к примеру, белая пешка дошла до е5, а черная находится в начальной позиции. Черная пешка делает ход d7-d5, и здесь белая пешка может побить черную, став на поле d6.

Еще одна особенность пешки в том, что достигнув восьмой горизонтали - у белой пешки, и первой горизонтали у черной пешки - она может превратиться в любую фигуру.

Начинают шахматную партию белые. Затем ходят черные и т.д. С каждым ходом перемещается одна фигура. Игра завершается когда одна из сторон получает мат, либо противники соглашаются на ничью. Также игра заканчивается когда один из соперников просрочил время, отведенное ему на партию.
С каждым выигрышем победившему начисляется одно очко, проигравшему - ноль. Если партия завершилась в ничью, то обоим соперникам начисляется по пол очка.

----
Еще несколько слов. Правила шахмат менялись время от времени. Сейчас же, правила игры в шахматы уже устаканились, и вряд ли когда-нибудь еще претерпят изменения. Они могут поменяться лишь в том случае, если человек сделает такой компьютер, который просчитает все варианты и ходы до самого конца шахматной партии. Не будем говорить что это невозможно, скажем так, на данный момент это невозможно. Уже введены стоклеточные шашки и шахматы. В стоклеточных шахматах добавляется еще одна фигура, под названием ракета .
Если вам будет что-то непонятно из правил по шахматам (имеется ввиду правил обычных шахмат), то можете задавать свои вопросы в комментариях к этой новости.

Похожие новости

Комментарии (70)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости. не могут оставлять комментарии к данной публикации.

About-Chess.ru

В шахматах каждая фигура обладает своей траекторией перемещения. Таким образом, правила игры в шахматы устанавливают порядок хождения каждой фигуры по доске.

Самой важной фигурой в шахматах является король. Однако он уступает в подвижности всем остальными шахматным фигурам. Король может ходить только на соседнее поле в абсолютно любом направлении, если оно не находится под ударом фигуры соперника. Это значит, что по правилам игры ему нельзя становится под удар неприятеля. Король может срубить фигуру соперника и занять ее место. Два короля не могут пойти друг к другу.

Следующей шахматной фигурой является пешка. Она ходит только прямо по вертикали, на которой расположена, если на ее пути нет других фигур. Пешка ходит только вперед. Фигуры противника пешка рубит наискосок. У пешки имеется уникальное свойство. Достигнув последней горизонтали, пешка может стать любой фигурой, кроме короля.

Ладья может ходить по горизонтали и вертикали. Эта фигура не может рубить короля.

Слоны на доске перемещаются по диагоналям. Белый слон может ходить только белым полям, а черный – только по черным.

Конь ходит буквой «Г».

Самой сильной фигурой на доске является ферзь. Эта фигура может ходить и как ладья, и как слоны.

Как правильно расставить шахматы?

Для того чтобы узнать, как правильно расставить шахматы, необходимо взять шахматную доску, даже можно без нотации. Белый угол шахматной доски должен находиться возле правой руки. Прежде чем пробовать практиковаться в шахматной игре, необходимо ознакомиться с тем, как расставить шахматы белого цвета, а затем и черные фигуры.

Начинать расстановку следует с правого угла. На первую горизонталь поставьте ладью, затем коня, за ним – слона, короля и ферзя. Белая фигура ферзя должна стоять на белом поле, а черная фигура – на черном. Далее за ферзем расположите опять фигуры слона, коня, ладью. Все тоже следует сделать и с фигурами черного цвета.

На второй горизонтали возле каждой армии необходимо расставить восемь пешек.

Запомнить, как правильно расставить шахматы, довольно просто. Все фигуры стоят симметрично. Обычно путаница происходит только в расположении фигур ферзя и короля, так их нередко путают местами.

Следует запомнить, что после того, как одна шахматная фигура сбивает фигуру противника, она занимает место сбитой фигуры.

Видео урок о правильной расстановке шахмат

Источники: http://7korolei.ru/shahmatnye_stat_i/hody_figur/, http://chessok.net/article/8-pravila-igry-v-shahmaty.html, http://about-chess.ru/kak-pravilno-rasstavit-shaxmaty.html






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением