Если вы про произносительные нормы, то их и взрослые не знают, не то что дети. Так что в этом смысле действительно надо прежде всего самому не допускать неправильных ударений - и вообще стараться соблюдать правила.

А если про само понятие, то тут единого метода нет. Я совершенно не согласен, что дети все схватят на лету. Надо объяснять. Лично мне понадобилось четыре класса мучений - и только в пятом начал понимать, что это такое, ударение. При том, что интуитивно прекрасно понимал ритм в стихах и понимал разницу, например, между зАмок и замОк .

Итак, первый путь. Попросите ребенка произнести слово громко, но не очень быстро - и ударить кулачком по столу один раз за время произнесения этого слова. Не ошибется - проверено. Это есть ударения. Если только сможет понять, на каком слоге он ударит.
Второй путь. Путь растянет в слоге один слог. Тоже почти наверняка это будет ударный.
Третий. Разберитесь с ним с омографами типа названных зАмок и замОк . Только тут сложно будет, если он еще не знает про то, что безударные гласные произносятся редуцировано.
Ну и, наконец, можно попытаться попросить ребенка назвать самый главный слог , вокруг которого все остальные . замечено, что дети, когда учатся говорить, обычно начинают произносить самый громкий слог, т.е. ударный. К пяти-шести годам этот принцип еще должен быть в активном запасе .

Расскажете потом, помогло ли, ок?

ответ дан 14 июн '13 в 11:38

Если ребёнок не понял, попросите его рассказать, что они делали на уроке,он расскажет, что они рисовали звуковые схемы слов - квадратики на каждую букву, раскрашивали их разными цветами, делили на слоги, среди них выделяли главный слог, на который падает ударение, над ним ставили чёрточку - знак ударения. Дети всегда это понимают, может, Ваш ребёнок отвлёкся,возьмите печатную рабочую тетрадь - там всё нарисовано, он Вам сам объяснит.А куда ставить - это только практика, со временем освоит, делайте с ним каждый день уроки, разговаривайте, поправляйте ошибки - всё встанет на свои места само собой.

ответ дан 14 июн '13 в 16:23

Самим говорить правильно и поправлять ребенка, если он ставит неправильные ударения — вот и все.

ответ дан 17 июн '13 в 7:58

Stack Exchange, Inc

Учим ставить в слове ударение. Или #171;Сказка про волшебный молоточек#187;.

Ох, уж это ударение. Никак не получается правильно определить его место в слове.

Первоклассники, перед тем, как изучать буквы, учатся делить слово на слоги и ставить в слове ударение. Нам кажется, что это просто, но на деле оказывается далеко не так. Малышам очень трудно научиться правильно ставить ударение. Сначала дети научились делить слово на слоги. И когда надо поставить ударение, учитель спрашивает: «На какой слог падает ударение?» Дети сразу начинают делить слово на слоги и этим затрудняют себе работу.

Когда мы произносим слово по слогам, определить ударение очень трудно! Как же помочь малышам? И здесь приходит на помощь сказка и игра.

Однажды на лесную полянку пришел Мишка. Он походил по полянке и никого не нашел. Мишка оставил свой след. Почему след остался такой? (Потому, что в слове МИШКА 2 слога). А сам ушел искать друзей.

В это время на полянку выскочил Зайка. Он уже давно бегал по лесу в поисках Мишки. Мишку он не увидел, но заметил след и сразу подумал, что здесь был Мишка. Зайка решил позвать его.

« Миш-ка, Миш-ка», - кричал Зайка. Но Мишка не слышал. И тут Зайке на помощь пришел волшебный Молоточек. Он ударил по одному слогу и слог прозвучал громко-громко и очень долго: «Миииииш-ка»! Мишка сразу услышал, что его зовут и пришел. Зайчик был рад другу. А след Мишки стал таким

Теперь Зайка и Мишка решили позвать остальных друзей. «Ли-сич-ка»,- кричали они. Но Лисичка не отзывалась. Тогда Зайка позвал волшебный Молоточек на помощь и ударил на один слог. Этот слог звенел громче и дольше, чем остальные, и Лисичка сразу услышала.

Так друзья позвали и Ежика, и Волчонка, и Белочку. И каждый раз волшебный Молоточек помогал им. Он ударял по одному слогу и этот слог звучал очень громко и долго.

Когда все друзья собрались, Зайка поблагодарил Молоточек за помощь. А Молоточек улыбнулся и сказал: «Я живу в каждом слове и называюсь Ударение. Только один слог в слове я могу сделать громким и долгим. И чтобы этот слог звучал долго, я всегда стучу по гласному звуку, ведь только гласные могут петь. А еще я могу перепрыгивать с одного слога на другой и изменять слова, ведь я Ударение - волшебный Молоточек ».

А теперь можно предложить ребенку самому определить, по какому слогу стучит молоточек Ударение. Для этого разделите слово на слоги и напишите слоговую схему. А потом позовите это слово, указывая на произносимый слог. Если ребенок затрудняется, то стоит ему помочь.

Главное, чтобы ребенок понял:

  • чтобы определить ударный слог, не надо слово произносить по слогам. Надо позвать его, произнося нараспев.
  • Ударение падает на гласный звук, т.к. только гласный можно протянуть, пропеть.

Понравилась сказка? Ваши друзья будут благодарны, если вы поделитесь этим материалом с ними. Кликните по кнопочкам соц.сетей и ваши друзья тоже смогут прочитать эту сказку и научить ребенка ставить ударение.

Комментарии к записи Учим ставить в слове ударение. Или #171;Сказка про волшебный молоточек#187;.

Нелли | 14.05. 00:13 (подписан на отзывы)

Татьяна! Спасибо за сказку. Но вот когда ребенок начал пробовать звать -петь слова. Получилось: качелииииии, молокооооо, небоооо, Мишкаааа. И опять ставим неправильно. В закрытом слоге ещё кое-как получается. Но как гласная последняя - полный провал!
Кроме того, подозреваю, что он не понимает до конца само понятие ударения. Говорю ему с четким выделением:Яблоко. Какую гласную мы слышим громко и чётко? Отвечает: - Я. - значит ударение на какую гласную, сынок? На вторую О. Аут.
Заранее спасибо за ответ.

Татьяна | 14.05. 00:26

Нелли, в том трудность и состоит, что когда ребенок слово поет или произносит по слогам, ударение не чувствуется, все слоги произносятся почти одинаково. Поэтому слово надо позвать . Не петь, а сказать так, будто зовешь слово. Представь, что слово далеко-далеко, и нам надо его позвать. Как ты зовешь друга, когда хочешь погулять? Вот так же позови и это слово. Какой слог мы тянем и произносим громче? Вот этот слог и будет ударным, по нему молоточек бьет-ударяет. Попробуйте.

Елена | 17.01. 13:08

Нелли, Вы правы - приём слово звать не помогает. За 20 лет учительства это поняла! Мы с ребятами произносим слово 3 раза, например: мороз, мороз, моро-о-з! И, когда в третий раз произносим слово - ударение появляется само собой. Я уверена - этот приём Вам наверняка поможет! Проверено 20-летней практикой. Удачи!

Александр | 19.10. 12:47

Обучаем детей правильному ударению

Какой трепет возникает у родителей, когда их малыш начинает лепетать первые слова! Но со временем заботливые мамы и папы начинают задумываться о том, как же научить своего кроху правильно произносить слова, особенно это касается вопроса расстановки ударения. Как сделать процесс обучения интересным для ребёнка? В чём особенности работы над произношением для маленьких детей? Рассмотрим теоретический и практический аспекты проблемы.

С какого возраста нужно заниматься?

По результатам исследований готовности детей к началу обучения в школе, около 75% из всех, кто не готов, имеют проблемы с речью. В частности, неправильно ставят ударения в словах.

По мнению педагогов и психологов, заниматься с ребёнком правильной постановкой речи нужно с раннего возраста, а не тянуть до начала школы и затем тратить массу усилий на переучивание малыша. Конечно, до 3 лет смысла в систематических упражнениях на произношение нет. Ведь в этом возрасте все детки разговаривают «на своём» языке. Однако к 4 годам словарный запас крохи позволяет строить сложные предложения, малыш начинает активно использовать и пополнять свой пассивный словарь, переводя его в активный. Вот с этого момента стоит уделить внимание правильной расстановке ударений. Если с ребёнком не заниматься, то:

  • слова, которые только входят в речевой обиход, будут неправильно восприниматься, вследствие чего вашему чаду грозят плохие оценки из-за безграмотности;
  • не будет чёткой связи между словом и понятием, что существенно затруднит дальнейшее интеллектуальное развитие крохи;
  • возникнут сложности с обучением чтению и письму.

Почему ребёнок неправильно ставит ударения

Основной причиной является недостаток общения с родителями. Или разговоры с малышами на их, детском, языке. Последнее выделяется психологами и логопедами как ключевое препятствие для развития речи ребёнка. Дело в том, что детки обучаются абсолютно всему через имитацию – подражание взрослым. И если вы сюсюкаете с сынишкой или дочуркой, то будьте готовы к тому, что правильно говорить он не начнёт без профессиональной помощи специалиста. Поэтому ВСЕГДА говорите с ребёнком правильно, чётко и медленно произнося все слова.И, конечно, обязательно разговаривайте с крохой, вплоть до комментирования собственных действий. Чем раньше вы примите на вооружение эти два принципа, тем раньше ребёнок заговорит правильно.

Как научить?

Есть несколько способов обучения малыша правильному ударению. Не стоит ограничиваться каким-то одним, лучше периодически прибегать к разным видам занятий. Так у ребёнка не будет ощущения тяжёлой повинности от этих уроков, а сохранится интерес к работе.

Игры

Как известно, игра – это основной вид деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Почему бы не воспользоваться этой особенностью и для обучения расстановке ударений? Причём эти игры не нуждаются в дополнительных средствах, поэтому в них удобно играть в дороге или на прогулке.

  • «Зовём слова». Предложите малышу по очереди звать любые окружающие предметы по названию. Например, «ДЕЕЕЕрево», «КачЕЕЕЕли», «САААдик». Выбирайте для начала двух или трёхсложные слова, затем усложняйте задачу.
  • «Имена». Очень часто дети делают ошибки в именах. Поэтому вместе с малышом проговаривайте имена знакомых и друзей.
  • «Украшаем слова». Эта игра подходит для тех ребят, которые уже умеют читать. На карточках напишите слова, предложите ребёнку закрасить ударную букву. Кстати, это занятие ещё и тренирует навык чтения.
  • «Стучим молоточком». Сядьте рядом с ребёнком и, произнося слова, просите его каждый слог стучать молоточком по коленке, причём на ударном слоге стук должен быть чуть сильнее, чем на остальных. Опасаясь синяков, стучать можно и по столу.
  • «Угадай слово». Называйте ребёнку слова с неправильным ударением, его задача заключается в том, чтобы вас исправить и произнести верно.

Считалочки и стишки

Рифмованные строки необязательно учить наизусть, можно просто договаривать сложные слова. Например:

Красит стены нам маляр.
Полки делает столЯр .

Как у нашей Марфы
Все в полоску шАрфы .

Для деток постарше стишки-считалочки можно выбрать сложнее:

Аты-баты, мост горбатый,
под мостом поёт цыгáн ,
а танцóвщицы сбежали,
напугал их таракан.

Раз лохматая горилла
крокодилу позвонúла .
Он с гориллой не дружил,
сразу трубку положúл .
Ему лучше не звонúть ,
кто звонúт. тому водить.

В яслях дети баловáлись ,
воспитатели ругались:
«Не балýйтесь, ремешок
вас посадит на
горшок».

Раз, два, три, четыре, пять.
Чтобы нам игру начáть ,
встанем все по алфавúту :
Ани, Вани, Коли, Риты.
Кто не знает алфавúт ,
тот расчёт наш облегчúт .

Упражнения

Упражнения на правильную постановку ударений также должны носить характер игры, иначе малыш заскучает.

  • «Повтори за мной». Ребёнку нужно прокричать слово, которое вы произносите. Именно повышение тона голоса даёт возможность избежать протяжного произнесения всех гласных, которым «страдают» многие малыши.
  • «Подчеркни ударный слог». Для деток, которые умеют писать, можно попробовать диктовать слова, их задача – записать и проставить ударения.
  • «Исправь ошибки». Произносите слова с ошибочным ударением, чтобы малыш мог вас исправить. Хорошо, если в этом упражнении будут и те слова, которые ещё не известны – так ваш карапуз будет расширять словарный запас и тренировать языковую интуицию.

Кубики Зайцева

Если есть возможность, используйте кубики Зайцева. Их особенность в том, что на каждой стороне изображена не буква, а слог. Составляйте слова сами и просите ребёнка поставить на ударный слог специальный кубик, или усложните задание: пусть малыш сам складывает слоги в слова, выделяя ударение. Так вы ещё и будете тренировать навыки чтения.

Видео: Постановка ударения в словах

«Народные» методы

Если говорить о так называемых «народных» способах обучения ударению в словах, то здесь речь пойдёт не о самом древнем методе – ремне, а о забавных и действенных советах бывалых родителей.

  • «Кулачки». Усадите ребёнка за стол, поставьте его кулачки один на один так, чтобы они были близки к подбородку, но не касались его. Теперь пусть начинает читать вслух – на ударном слоге подбородок будет касаться кулачка. Это отличный приём, чтобы показать, что ударение есть в каждом слове и научить определять его на слух.
  • «Переборы». Сложное для ребёнка слово предложите произнести с разными ударениями. Например, мОлоко — молОко — молокО. Пусть ваш школяр выберет наиболее звучный вариант. Как правило, дети чувствуют мелодику слова.

Наши в первом классе просто поочерёдно ставят ударение на каждый слог:

Надо обратиться вслух:
Эй, лОшадь
эй, мЫло —

и ударение слышно.

Эти способы проверены целыми поколениями родителей, а также активно применяются на уроках учителями начальных классов.

Научить ребёнка ставить правильно ударения в словах – задача непростая, но достижимая. Нужно только постепенно вводить полезные виды деятельности, приобщая малыша к языку, словам. Безусловно, все занятия должны сопровождаться чтением вслух, рассказыванием стихов и пением. Чем раньше дети слышат правильную разнообразную речь, тем быстрее они начинают чувствовать мелодику языка.

Источники: http://rus.stackexchange.com/questions/20082/%D0%A3%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%85, http://chitalochka-ru.ru/sovetyi-roditelyam/uchim-stavit-v-slove-udarenie-ili-skazka-pro-volshebnyiy-molotochek.html, http://shkolabuduschego.ru/pravila/s-chuvstvom-s-tolkom-s-rasstanovkoy-obuchaem-detey.html






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением